Создаем эффективный бриф Краткий курс интернет-маркетинга от WebEvolution

Создаем эффективный бриф: инструкция для начинающих

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Первые шаги в сотрудничестве с заказчиком начинаются с переговоров и получения необходимой для проекта информации. Важно погрузиться в специфику бизнеса, понять цели и задачи клиента, изучить его ЦА и конкурентов. Это залог успеха многих процессов — разработки сайта, дизайна, логотипа, фирменного стиля, продвижения в Интернете различными способами. Исходные сведения помогает получить один документ — бриф. Как составить полезный, эффективный и незатруднительный для клиента бриф: тема сегодняшнего разговора.

Зачем нужен бриф?

Веб-студии или агентства интернет-маркетинга обычно либо размещают бриф на сайте, либо направляют опросник заказчикам на первых этапах сотрудничества.

Цель составления документа в том, чтобы клиент мог предоставить необходимую информацию о его бизнесе, сделать это в комфортном для себя режиме.

Заботьтесь о комфорте клиента

Кроме того, зафиксированные на бумаге или в электронном виде сведения дают некую надежность, чего никак нельзя ожидать от устных договоренностей.

Некоторые бизнесмены, которые не любят тратить время на «бумажную» работу, сомневаются в рациональности составления брифа. Зря! Эффективный бриф не отнимет драгоценные часы и минуты, а наоборот, позволит сэкономить их в дальнейшем, сделать проще процесс взаимодействия. Он также способствует установлению понимания и эффективной коммуникации. Но для этого документ необходимо правильно составить.

Образец идеального брифа: 15 классических вопросов

Многие компоненты опросника будут зависеть от конкретной услуги.

Брифы обычно заполняют при заказе следующих мероприятий:

  • При разработке сайта и при его редизайне;
  • На разработку логотипа и фирменного стиля;
  • При заказе рекламных и маркетинговых услуг, при проведении определенных кампаний;
  • При привлечении специалистов всех направлений интернет-маркетинга — SMM, SMO, SEO, репутационного, контент-, видеомаркетинга и т. д.

Назовем 15 обязательных вопросов, которые мы считаем классическими и универсальными. Они помогут вам вне зависимости от конкретики услуги:

  • Знакомство с организацией. Краткая историческая справка и характеристики.
  • Форма присутствия в Интернете: сайт, сообщества в социальных сетях, лендинги.
  • Контактные данные: руководство и лица, ответственные за коммуникацию по проекту. Это важно, потому что есть компании, где такие вопросы курирует непосредственно директор, и те, где на «передовую» выходит уполномоченный представитель: менеджер, помощник, секретарь, руководитель подразделения и т. д.
  • Бюджет проекта. Этот пункт нужен, если конкретная стоимость услуг не определена заранее, к примеру, в рамках тарифа. А так, допустим, если дело касается контекстной рекламы или контент-маркетинга, очень важно выяснить с самого начала, какие средства заказчик готов вкладывать.
  • Собственно задача. Формулировать ее надо вполне конкретно, так, чтобы впоследствии у сторон не возникало разночтений. Пример: «разработка сайта в соответствии с согласованным ТЗ» — вполне точная формулировка при наличии качественного ТЗ. «Разработка логотипа по тарифу «Эконом» — тоже все вполне прозрачно. «Обеспечение представленности компании в Интернете» — слишком расплывчато, требуется конкретизация.
  • Цели проекта. Этот вопрос также необходимо прояснить и сделать это по возможности подробно. Когда заполняется бриф по разработке логотипа, мы, например, прямо спрашиваем: «Какие задачи должен решать логотип?». Можно указать несколько вариантов ответов, но важно, чтобы клиент не только автоматически проставил галочки, но действительно помог с определением целей.
  • Исследование рынка. Стоит просить указать прямых и непрямых конкурентов.
  • Исследование ЦА. Если клиент затрудняется или приводит слишком общие данные, воспользуйтесь нашей статьей-подсказкой по изучению целевой аудитории.
  • Преимущества предложения клиента.
  • Его слабые стороны.
  • Проблемы, которые решает предложение.
  • Примеры того, что нравится.
  • Образцы того, что не нравится.
  • Опыт взаимодействия с другими студиями и агентствами. Итоги сотрудничества.
  • Сроки. Хотя этот вопрос всегда отражается в договорах, не лишним будет уточнить намерения и ожидания клиента в брифе.

Добавляйте те вопросы, какие сочтете нужными, но не перегружайте бриф

Берите этот список и адаптируйте его для себя: у вас уже появится основа взаимодействия с заказчиком. Оформлять документ нужно качественно. Если бриф размещается на сайте в виде онлайн-формы, проработайте его с точки зрения дизайна, юзабилити, с технической стороны.

Можно использовать гугл-формы или обычные текстовые документы. Но и в этом случае отнеситесь к составлению брифа серьезно, оформите красиво и привлекательно. В документ Word обязательно добавьте свой логотип, контактные данные, позаботьтесь о редактируемых полях. Так, чтобы клиенту было удобно и необременительно работать над их заполнением.

— Итак, бриф — основной документ, который упростит и сделает более эффективным взаимодействие и коммуникацию с клиентом. Главное правило его создания в том, чтобы приобрести как можно больше полезных сведений. Но при этом соблюсти баланс качества и количества и не превращать бриф с растянутую форму, которую даже самый терпеливый человек не сможет заполнить до конца.

Другие статьи по тегам

продвижение разработка сайтов

на эту тему

Продвижение B2B в социальных сетях: перспективы
Продвижение в Одноклассниках: полный обзор
Почему важно вести свой блог и как это правильно делать
Оптимизируем видеоконтент
Реклама на YouTube: выбор целевой аудитории
Как малому бизнесу выбирать соцсеть для продвижения?
Применение Reasons to believe в интернет-маркетинге
Lifestyle-маркетинг: что это, как использовать в Интернете?