Зачем компании сайт: задачи и виды сайтов для бизнеса

Зачем компании сайт: задачи и виды сайтов для бизнеса

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Понятно, что любому интернет-бизнесу нужен сайт или хотя бы страница в соцсетях. Но в случае офлайн-компаний часть владельцев считают, что интернет им не нужен — клиентов нет в сети, продажи и так хорошо идут, нет времени на поддержку сайта и т.п. В этой статье докажем полезность сайта для бизнеса, а в конце расскажем, кому сайт действительно не поможет.

Задачи, которые сайт решает для бизнеса

Сначала важно понять, что сайт — это не волшебная палочка, которая решит все ваши проблемы, сразу принесет тысячи новых клиентов и автоматически расправится с конкурентами. Он решает ограниченное количество задач бизнеса и может стать дополнительным или основным источником привлечения клиентов. А может и не стать. Это зависит от многих факторов: начиная с цен на ваши товары и услуги и заканчивая качеством самого сайта.

Мы же рассмотрим “идеальную” ситуацию, в которой продукт конкурентоспособен, а сайт сделан профессионалами и отвечает современным требования веб-разработки. В этом случае он поможет решить следующие задачи.

Привлечение клиентов

Сайт помогает компаниям находить новых клиентов в интернете. Во-первых, он собирает трафик пользовательских запросов с названием вашей фирмы. Если кто-то где-то слышал про вашу компанию и захочет узнать о ней подробнее, скорее всего, он попытается найти вас в Яндексе или Гугле. Если у вас будет сайт, человек сразу попадет на него, прочитает информацию о вас и, возможно, решит с вами сотрудничать. А если на этапе поиска он не обнаружит о вас никакой информации в сети, вероятен сценарий, при котором он уйдет к конкурентам, у которых сайт есть.

Во-вторых, имея сайт, вы сможете продвигать его в интернете. Об онлайн-маркетинге мы поговорим ниже, но здесь важно понять, что наличие сайта открывает большие возможности продвижения в сети: SEO, контекстная реклама, закупка ссылок и т.д. Все это приносит новых клиентов, а вместе с ними — прибыль.

Маркетинг

Сайт позволяет бизнесу пользоваться десятками инструментов интернет-маркетинга: начиная с таргетированной рекламы и заканчивая email-рассылками. В интернете удобнее, проще и эффективнее проводить маркетинговые мероприятия: промоакции, скидки, рекламные кампании и т.п. Анализировать результаты тоже проще: следить за статистикой посещения, количеством заказов, онлайн-покупок и прочих показателей удобнее в интернете.

Разберем на конкретном примере пользу сайта для маркетинга. Люди в 21-м веке ленивые — чтобы узнать что-то, они не спрашивают знакомых и соседей, не открывают справочники и не звонят в городскую службу справок. Они ищут это в интернете.

Сломался у человека телевизор, нужно его починить, а далеко ехать не хочется — телевизор большой, да и времени нет. Заходит человек в интернет, открывает 2GIS, Яндекс карты, Google maps, а то и просто главную страницу поисковика и ищет: “ремонт телевизоров в центральном районе”. Открывает сайт ближайшего сервиса, смотрит цены — дороговато, но что поделать. И несет свой телевизор. Однако в соседнем доме есть еще один сервис с меньшими ценами и более профессиональным мастером, но без сайта. Человек о нем не узнает и пойдет в тот сервис, о котором смог узнать в интернете.

Схема работает не только с сервисами по ремонту техники, она применима к любому малому бизнесу: от парикмахерских до магазинов строительных материалов.

Также сайт позволяет компаниям проводить маркетинговые исследования: опросы, анкеты, голосования, чтобы лучше узнать свою аудиторию, ее потребности и ожидания.

Работа с аудиторией

Успешный бизнес в 21-м веке поддерживает контакт со своей аудиторией, разговаривает на ее языке и выстраивает доверительные, дружеские отношения. Компания должна слышать своих клиентов и понимать их, и сайт — чуть ли не единственный инструмент, позволяющий это.

Работа с аудиторией

На сайте можно создать форум для общения. Хоть сейчас и 2019 год, когда большая часть общения в интернете проходит в соцсетях, форумы продолжают жить. Еще один способ общения с клиентами — функция комментирования, например, в карточках товаров.

Разнообразить коммуникацию с клиентами помогут дополнительные элементы — виджеты. Например, виджет онлайн-чата, через который можно в режиме реального времени ответить на вопросы посетителя, взять его контактные данные и даже оформить заказ.

Информирование

Появился новый товар, запустили праздничную акцию, расширили сферу работы, начали принимать платежи банковской картой, изменили прайс? Обязательно надо рассказать об этом клиентам, и сайт здесь окажется незаменим. Обзванивать каждого покупателя или партнера — долго и ресурсозатратно. Поэтому лучше выложить эту информацию в интернете, где они сами смогут ее увидеть.

Экономия

Сайт стоит рассматривать не как еще одну строку расходов, а как возможность для бизнеса эти расходы в будущем уменьшить. Сэкономить можно на персонале и помещениях.

Зачем тратиться на зарплаты менеджерам по продажам, которые закрывают стандартные сделки, если можно автоматизировать этот процесс, сократив штат? Оставьте 2-3 менеджеров для обработки сложных, проблемных и индивидуальных заказов, а с текучкой пусть справляется сайт.

Также сайт позволит компании сэкономить на аренде помещений: магазинов розничной торговли и офисов для встречи с клиентами. Продавать товары и рассказывать всю информацию о товаре можно в интернете.

Создание имиджа

Сайт — это лицо бизнеса в интернете. Он транслирует настроение, миссию и основные принципы компании. Раньше для создания имиджа и продвижения бренда использовали СМИ: телевидение, газеты и радио. Сейчас это давно отошло на второй план, и об образе компании в первую очередь говорит ее позиционирование в сети.

Имидж

С помощью сайта бизнес сможет показать экспертность и профессионализм своих работников, качество продукции, сделать акцент на своих преимуществах, грамотно отработать негатив.

Сервис

Сайт позволяет бизнесу выйти на высокий уровень сервиса. Например, в хорошем интернет-магазине покупатель может посмотреть подробную характеристику товара, скачать к нему инструкцию, выбрать нужный цвет и размер, способ оплаты и доставки, получить персональные рекомендации. Ему не надо ждать, пока откроется розничный магазин, пока продавец закончит пить чай и обслужит его — первоклассный сервис доступен в любое время.

Виды сайтов для бизнеса

В зависимости от размера компании и ее специфики, выбирают разные виды сайтов.

Сайт-визитка

Этот вид подойдет для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм, оказывающих услуги. Это небольшой сайт с несколькими разделами и парой десятков страниц, который помогает посетителям ознакомиться с компанией, ее товарами и услугами.

Что обычно отражено на сайте-визитке:

  • информация о бизнесе: чем занимается, когда основана;
  • прайс-лист, цена за услуги — обычно в виде таблицы или простого текста;
  • фото/видео: фотогалерея продукции, фотографии офиса и т.п.
  • контакты: адрес, телефон, график работы, электронная почта, форма обратной связи.

Посетитель должен понять, чем компания занимается, в каком ценовом сегменте работает, где находится, и как с ней связаться.

Плюсы:

  • Недорогой. Из-за небольшого размера и простой структуры его недорого разрабатывать и содержать.
  • Требует мало времени. Информация обычно статична и редко обновляется. Он как бы законсервирован — как рекламная вывеска, только в интернете.

Минусы:

  • Не получится разместить много информации.
  • Сложно сделать сайт “продающим” — функционал не предполагает онлайн-покупки и оформления заказов, сбора данных, автоматизации процесса.
  • Простой дизайн, которым никого не удивишь.

Интернет-магазин

Это уже намного более полезный инструмент для бизнеса, занимающегося торговлей. Даже крупнейшие розничные сети, например, М-Видео, Связной, Эльдорадо и пр., активно развивают свои интернет-магазины и стимулируют аудиторию покупать именно там: дают дополнительные скидки и бонусы за заказ и оплату в интернете.

Интернет-магазин

Интернет-магазины — это не просто представительство компании в интернете, это одновременно база данных товаров и удобная площадка для продаж. Поэтому при его разработке важно соблюсти понятную и логичную структуру.

Плюсы:

  • Выход на всероссийский рынок. Интернет-магазин позволяет бизнесу работать с покупателями из разных городов — стоит только найти для партнерства надежную службу доставки.
  • Экономия на аренде офисов и магазинов розничной торговли.
  • Работает круглосуточно и приносит прибыль без участия сотрудников.
  • Большие возможности для экспериментов с ценами.

Минусы:

  • Дорого. Разработка интернет-магазина обойдется на порядок дороже, чем обычного сайта.
  • Недостаток можно найти и со стороны покупателя: невозможно “потрогать” товар перед покупкой, сложно возвращать, особенно, если заказываешь из других городов.

Блог

Блог — не самый очевидный тип сайтов для бизнеса. Принято считать, что блог — это более личная история, однако такой формат может быть полезен и для бизнеса. Он больше подходит для сферы услуг и решает следующие задачи:

  • Доказывает вашу экспертность. Пишите в блоге полезные статьи для своих клиентов, завоевывайте их уважение и признательность, становитесь авторитетом в своей области, и тогда читатели при выборе профессионала наверняка обратятся к вам.
  • Приносит трафик. Если вы пишите интересные и полезные статьи, да еще и seo-оптимизированные, пользователи будут попадать в ваш блог из поисковых сетей. Этим вы увеличите охват аудитории.
  • Повышает лояльность. Будьте полезны своим читателям, делитесь реальными советами, и они отблагодарят вас: будут пользоваться вашими услугами и советовать друзьям.

Кстати, крупный бизнес тоже использует блоги, а у некоторых компаний они разрастаются до полноценных СМИ. Например, Т—Ж (онлайн-журнал банка Тинькофф) или Skyeng Magazine (журнал школы английского языка Skyeng).

Плюсы:

  • Создает привлекательный имидж компании.
  • Позволяет привлекать лидеров мнений и их аудиторию.
  • Поможет создать спрос на новые продукты, рассказать о них аудитории.

Минусы:

  • Требует много времени. Чтобы написать экспертную статью, которую захотят читать, нужно постараться.

Лендинг

Лендинг — это одностраничный сайт, который выполняет одну функцию. Например, собрать контакты новых клиентов, продать определенный товар, провести скидочную акцию, презентовать новую услугу. Лендинги используют как крупные компании, так и малый бизнес. Последний нередко использует лендинг в качестве сайта-визитки, если у компании небольшой ассортимент, о котором можно рассказать на одной странице.

Лендинг

Лендинг позволяет компании убедить пользователя совершить нужное действие: купить товар, оставить свои данные, зарегистрироваться и т.п.

Кстати, о видах лендинга и правилах его составления мы подробно говорили в недавней статей.

Плюсы:

  • Недорого. Разработать лендинг — еще дешевле, чем сайт-визитку.
  • Высокая конверсия. Лендинг — это инструмент продаж, и каждый его элемент служит одной цели — убедить посетителя совершить целевое действие.

Минусы:

  • Ограниченные возможности. На лендинге не получится продавать много товаров, разместить подробную информацию, добавить сложные элементы интерфейса.

Какому бизнесу сайт не нужен

И все же, не всем компаниям есть смысл тратиться на создание сайта. Для кого он не нужен и кто может обойтись просто группой в соцсетях?

1. Ваш товар или услугу не ищут в интернете. Есть несколько направлений бизнеса, в которых интернет все еще не играет особой роли. Самый говорящий пример — продукты питания. Никто не ищет продуктовые магазины в интернете, никто не покупает продукты массового потребления в сети. Поэтому владельцам такого бизнеса можно не заморачиваться созданием сайта.

2. Вы не готовы тратить время и деньги на сайт. Как мы сказали в начале статьи, сайт — это не волшебная палочка, которая сама решит проблемы компании. Сайтом нужно заниматься: наполнять его контентом, следить за статистикой, продвигать, оптимизировать. Если этого не делать, на нем не будет посетителей, следовательно, пользы от него — ноль.

— Выбирать тип сайта для бизнеса следует, исходя из его будущих задач. Сайт при ответственном подходе к его разработке и продвижению может значительно повысить прибыль компании, создать привлекательный образ и наладить коммуникацию с клиентами. Однако сайт обеспечивает только половину успеха в сети — также важен конкурентоспособный продукт и профессиональные сотрудники.

Другие статьи по тегам

разработка сайтов сайты

на эту тему

Как улучшить
свой сайт
Продвигаем сайт статьями: SEO-оптимизация текста
Можно ли сделать сайт без прототипа
Что такое адаптивный сайт и в чем его преимущества
Сайт устарел: как это понять и что делать
Стоимость создания сайта
Что обычно входит в разработку сайта
Какой выбрать сайт?