Реестр Роскомнадзора: попасть или не попасть?
Интернет

Реестр Роскомнадзора: попасть или не попасть?

Сайт с момента его создания становится объектом правового регулирования.

Не всегда владельцы вдумчиво и серьезно подходят к этому вопросу. Зря – в РФ действует множество законов, регламентирующих деятельность в Интернете. Они постоянно дорабатываются, изменяются, издаются. Эту область надо изучать, иначе внезапно для себя можно получить огромный штраф. И речь идет об очень крупных суммах, которые исчисляются сотнями тысяч и миллионами рублей.

Организаторы?

2017 год прошел в шумихе вокруг закона о персональных данных. Далее в центре внимания оказался реестр Роскомнадзора. В него должны включиться все, кто выступает организатором распространения информации. Большинство присутствующих в Интернете подумало, что речь только о явных «организаторах» сетевого общения. То есть о социальных сетях, форумах, мессенджерах и других площадках, которые созданы специально для обсуждений, отправки сообщений и подобного. Сейчас количество включенных в реестр ресурсов не превышает одной сотни.

Теоретически организатором может быть признан любой сайт, предусматривающий возможность отправки электронных сообщений.

При этом не существенно, принадлежит ресурс частному лицу, ИП или организации. Получить штраф могут все.

Кто рискует?

Если ваш сайт предоставляет посетителям формы для отзывов, комментариев, сообщений, где их можно оставлять, включаться в диалог, просматривать, то вас могут признать организатором распространения информации.

Допустим, владелец сайта предусмотрел форму для отзывов в карточке товаров. Или возможность комментариев в разделе новостей компании. Сайт не является форумом или блогом. Тем не менее, с точки зрения закона, его можно признать распространителем информации.

Правда, есть исключения. Они действуют на те ресурсы, которые ведутся исключительно в личных целях.

При этом должны соблюдаться обязательные условия:

• создатель — физическое лицо,
• количество пользователей — менее 10 тысяч,
• не затрагивается общественная жизнь и политика;
• не продвигаются интересы какого-либо бизнеса (даже очень опосредованно).

Под личными нуждами закон понимает такие сферы деятельности частных лиц: отдых, обучение, образование, воспитание, науку, творчество, покупки товаров, поиск услуг или наемных работников, ведение домашнего хозяйства, в том числе цветоводство, садоводство, содержание питомцев, сбор сведений о различных товарах и услугах.

Получается, что в зоне риска коммерческие форумы, сайты, интернет-магазины, блоги, порталы и все прочие ресурсы, где люди даже чисто теоретически могут что-то написать или прокомментировать. При этом активность, востребованность, популярность сайта не учитывается.

Какие последствия?

Во-первых, есть ФЗ № 149, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а в нем – статья 10.1, которая предписывает организаторам уведомлять Роскомнадзор о начале своей работы. Если фактически деятельность уже ведется, уведомить инстанцию желательно до того, как контролирующий орган сам выявит допущенное нарушение. Иначе есть риск попасть под ответственность, предусмотренную ст. 13.31. КоАП РФ. Там указано, в частности, что неуведомление чревато для граждан санкцией в сумме 1 000-3 000 руб., для должностных лиц — 10 000 –30 000 руб., для организаций и ИП — 100 000–300 000 руб.

Часть 2 этой же статьи говорит о том, что организатор обязан хранить и (или) предоставлять уполномоченным структурам любые сведения о пользователях и оставленных ими сообщениях в формате от текста до картинки. И тут максимальный штраф составляет уже 1 миллион рублей.
Что делать? Можно добровольно отправить в Роскомнадзор уведомление, если вы обнаруживаете в своей деятельности признаки организатора распространения информации.

Если этого не сделать, есть риск, что орган контроля сам обнаружит на вашем сайте такие признаки и пришлет соответствующий запрос и предписание. Формально в этом случае может быть применена ответственность в виде штрафа.


На эту тему

Волшебство в Директе: картинки превращаются в видео
Интернет
Волшебство в Директе: картинки превращаются в видео
Логотип для хедж-фонда Данте Кэпитал
Наши новости
Логотип для хедж-фонда Данте Кэпитал
Google за безопасный интернет
Безопасность
Одним из путей повышения безопасности сети является переход к использованию HTTPS