Юзабилити сайта: инструкция по диагностике

Юзабилити сайта:
инструкция по диагностике

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Интернет представляет собой океан информации. У посетителя всегда есть выбор — остаться на ресурсе или переключиться на другой с аналогичной тематикой. Поэтому качества площадки влияют на удержание клиента. Простейший пример: если страница медленно загружается, даже терпеливый пользователь уйдет к конкуренту. Скорость загрузки — один из пары сотен показателей. Все свойства «человекопригодности» охватить сложно. Поэтому мы коснемся наиболее значимых. Пользуясь этими сведениями, каждый владелец сайта сможет самостоятельно провести бесплатный аудит по юзабилити.

10 главных правил

  1. Не важно, с мобильного или десктопного устройства зашел человек: если страница грузится дольше 3 секунд, он закроет вкладку.
  2. Структуру сайта необходимо выстраивать по четкой логике: от расположения разделов до оформления интерфейсов (придерживаться следует единообразия!) Это нужно, чтобы человек понимал, где и зачем он находится. Неоднозначность и запутанность раздражают. По этой причине не стоит забывать о карте ресурса.
  3. Чтобы будущие клиенты с любой странички узнавали, какой тематике посвящена площадка, надо, чтобы все они содержали краткую информацию о своем предназначении, бренде. На это работают заголовки, слоганы, изображения.
  4. Мобильный трафик выбился в лидеры и прочно удерживает первые места. Поэтому сайт обязан быть «мобилопригоден». Требования по адаптивности распространяются и на отображение в разных браузерах, на различных по размеру экранах.
  5. Контакты и способы быстрой связи с компанией также всегда должны быть под рукой. Но только в виде максимально сжатых и полезных сведений.
  6. Проверьте, присутствуют ли кнопки побуждения к действию. Для них используют одно общее наименование: CTA, то есть Call To Action. В зависимости от специфики и целей ресурса, это кнопки «купить», «заказать звонок», «оплатить» и т. д. Значимо и само их наличие, и функциональность, заметность, дизайн. Они должны присутствовать на каждой странице, так пользователю будет легче ориентироваться. Заметность не означает, что кнопку надо делать огромной. Ее содержание следует четко донести до гостей: не стоит заменять привычную терминологию на специализированную.
  7. Не игнорируйте раздел о компании. Ему иногда не уделяют достойного внимания, ограничиваются типовым текстом «О нас». Добавляйте фото сотрудников, «живые» рассказы, к примеру, интервью с директором. Важно посвятить гостей в вашу реальность: обезличенный портал не вызывает доверия.
  8. Следует исключить факторы, которые воспринимаются навязчивыми. Это всплывающие окна, автозапуск аудио, видео. Если такие элементы необходимы, пользователю надо предоставить возможность запросто отключить подобный контент.
  9. Не забывайте о функционале страницы 404: ее роль — указывать человеку, как вернуться к действующим разделам.
  10. Прорабатывайте структуру с точки зрения посетителя. Нужно свести к нулю или хотя бы к минимуму потенциальные трудности. Допустим, если страница объемная, надо располагать кнопку «вверх» для моментального скроллинга.

О дизайне

Он обязан быть привлекательным, ярким, но не раздражающим. Все хорошо в меру:

  • Если используются сочные оттенки, то только в виде акцентов.
  • Если контрасты, то не те, от которых возникает «рябь» в глазах.
  • Если анимация, то лишь в очень ограниченном количестве.
  • Значение цвета и законы его восприятия также необходимо учитывать.

enter image description here

Пространство на страницах следует строить разумно. И перегруженное, и пустое – одинаково плохо. Размер кнопок, ссылок подбирайте так, чтобы пользователь не испытывал дискомфорта при работе с ними. Все надо сделать доступным и прозрачным. К примеру, хорошо, когда кликабельные и некликабельные элементы визуально отличаются друг от друга.

О навигации

Основа понятной структуры — логика сайта. Расположение разделов и представленность в них информации должны быть интуитивно понятными любому зашедшему гостю. Стоит внедрить поиск, фильтры, если речь о большом количестве товаров или услуг.

Хорошим главное меню сайта будет тогда, когда оно доступно с любой другой страницы. Его четкая структура (не стоит включать более 2 подуровней) поможет пользователю сразу понять, где он находится в данный момент и где найти нужную информацию.

enter image description here

«Хлебные крошки», то есть навигационная цепочка, призваны легко переводить посетителя из подразделов. Поэтому крошки лучше делать кликабельными. Не надо упускать из виду заголовки страниц. Релевантный тематике и в меру простой H1 должен раскрывать содержание, а не прятать его за креативной фразой.

Об обратной связи

Предоставьте каждому гостю возможность задать вопрос, обсудить детали, получить консультацию.

Для этого есть множество способов:

  • Подробный список контактов в соответствующем разделе;
  • Наиболее важные контакты на каждой странице сайта, которые закрепляются единообразно;
  • Кнопки призыва о том, где и как можно выйти на связь с компанией;
  • Понятные формы связи с минимумом необходимых от пользователя действий;
  • Наглядное представление местонахождения компании (путем размещения карты, схемы);
  • Формы для отзывов, комментариев, вопросов к товарным позициям и услугам;
  • Подтверждение обратной связи (уведомления на e-mail, смс на телефон, о том, что обращение получено);
  • Внедрение онлайн-консультанта, если есть ресурсы для его постоянного ведения.

enter image description here

О регистрации и оформлении покупки

Если какое-либо действие становится для гостя проблемой, вы теряете клиента. Когда вы предлагаете пройти регистрацию или оформить покупку, важно сделать это максимально легким для посетителя.

Поэтому:

  • Поля и сведения, которые надо заполнить, стоит свести к минимуму. Как правило, это имя, адрес почты, телефон;
  • Предусмотрите возможность для быстрой регистрации пользователя, к примеру, через почту, соцсети;
  • Корзина обязана быть всегда доступной, ее применение — элементарным, как и переход к оформлению заказа;
  • Каждое действие, которое вы призываете человека совершить на сайте, важно сопровождать объяснением и его выгодой;
  • Обеспечьте свободу выбора: принуждением нельзя ничего добиться. Исключите фразы, несущие посыл «предоставление цены только после регистрации» и им подобные.

enter image description here

О контенте

Весь контент, который находится на сайте, призван нести посетителю пользу. Его простое восприятие — одна из главных задач владельца ресурса.

Избавьтесь от:

  • Мелкого, вычурного, сложного шрифта;
  • Длинных неструктурированных текстов;
  • Переспамленных статей;
  • Лирических отступлений и пространных художественных описаний;
  • Всего нерелевантного контента;
  • Профессионального контента с использованием сложной терминологии и характеристик, не доступных для понимания широкой публике (если только вы не работает с узко-сегментированной ЦА).

Надо помнить о качественном оформлении текстов, не говоря уже об их содержании. Внятные и интересные заголовки, подзаголовки помогут привлечь внимание. Краткость — сестра таланта, поэтому все лишнее из статей необходимо удалять.

enter image description here

Визуальные элементы надо создавать четкими, в высоком разрешении, уникальными. Излишняя загроможденность изображениями, видео, их выход за пределы релевантности выглядят отталкивающе. Нужно избегать самоцели наполнить сайт (или его раздел) визуальным контентом, только потому, что он лучше воспринимается. Следует соблюдать умеренность и уместность этого наполнения.

— Применяйте эти советы на практике, они помогут быстро и бесплатно провести простейший аудит по юзабилити.

— Учитывайте, что это лишь верхушка айсберга. Дать рекомендации, применимые ко всем сразу сайтам, нельзя, поскольку у каждого есть специфика.

— Ставьте себя на место пользователя, подробнее изучайте потребности своей аудитории. Иногда, чтобы беспристрастно оценить юзабилити, нужна помощь человека со стороны.

— Закажите профессиональный аудит, если не справляетесь своими силами.

— Usability требует постоянного совершенствования, всесторонней работы с качествами сайта.

Веб-аналитика поможет отслеживать, с каких страниц пользователи уходят. Используйте эти сведения, чтобы устранить причины отказов.

Другие статьи по тегам

сайты дизайн сайта юзабилити

на эту тему

Думайте о продвижение сайта ещё на этапе его разработки
Главный вопрос SMM: почему надо продвигаться в соцсетях?
Как работает контекстная реклама
Визуальные коммуникации