Фильтры Яндекса под микроскопом

Фильтры Яндекса под микроскопом

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

По итогам 2017 года поисковая доля Яндекса в Рунете составила 56,1%. Именно эта система является поисковиком-лидером. Поэтому владельцам сайтов необходимо знать и понимать, как работают фильтры Яндекса, как не попасть в их немилость. И что делать, если это все-таки произошло. Санкции поисковика часто воспринимаются собственниками интернет-ресурсов как своего рода болезнь. С этой точки зрения и рассмотрим действующие ныне алгоритмы, с учетом симптомов, лечения и профилактических мер.

Минусинск

Это фильтр борьбы Яндекса с недобросовестным линкбилдингом, внедренный весной 2015 года.

Симптомы

  1. Потеря наработанных в выдаче позиций;
  2. Сайт под фильтром Яндеса «Минусинск» не выходит в ТОП даже по имени домена или витальным запросам.

Лечение

Избавляйтесь от серых, черных, чересчур искусственных ссылок. При очистке входящих линков не забывайте об исходящих.

Профилактика

Современные реалии таковы, что от покупных ссылок лучше отказаться. Внедряйте интернет-маркетинг в его самых разношерстных проявлениях! Создавайте хороший контент, рассказывайте о нем, и люди сами потянутся. Подробности здесь.

АГС

Так называют самый известный фильтр в поисковой системе Yandex. Он отсеивает сайты, которые попались на использовании «черных» методов оптимизации. В целом, его действие направлено на очищение выдачи от некачественных ресурсов с плохой репутацией.

АГС официально подтвержден, что случается не со всеми алгоритмами. В разное время действовали разные версии фильтра, их обозначали цифрами, но с 2015 применяется одно общее буквенное наименование.

Кто в зоне поражения АГС?

Под фильтр рискуют попасть те сайты, которые:

  • Являются молодыми, но не в меру активными;
  • Имеют малое количество уникальных посетителей;
  • «Напичканы» исходящими ссылками при малом весе входящих;
  • Содержат неуникальный, переводной, низкокачественный контент;
  • Не проработаны по функционалу и юзабилити;
  • Имеют плохой дизайн;
  • Используют техники манипулирования выдачей (cloaking, дублированный и скрытый контент, навязчивую рекламу).

Симптомы АГС

  1. Обнуляется тИЦ;
  2. Сайт редко попадает под фильтр полностью. Раньше в выдаче оставалась главная страница, но исчезали остальные. Теперь санкции действуют так, что страницы сильно и резко теряют позиции, большое их число выпадает из индекса;
  3. Количество посетителей из поиска снижается;
  4. Если появляются новые странички, то они либо совсем не индексируются, либо делают это плохо.

АГС - приехали

Лечение АГС

  • Если на сайте использовались методики черного SEO, от них необходимо избавиться;
  • Надо проработать дизайн, функциональность, свойства юзабилити;
  • Если проблема заключалась в обилии исходящих ссылок, их нужно удалить;
  • Переписать или хотя бы закрыть от индексации «плохой» контент;
  • Если использовалась навязчивая реклама, ее придется удалить, заменить на корректную;
  • Если отмечались все проблемы комплексно, возможно, есть смысл заказать новый сайт. В ряде случаев это окажется дешевле, чем бороться с многочисленными недостатками.

Когда недостатки устранены, то пора написать в поддержку Яндекса с ходатайством о снятии фильтра. АСГ известен тем, что «исцеление» от него порой занимает много месяцев.

Профилактика

Чтобы не рисковать попасть под АСГ, надо развивать, холить и лелеять свой ресурс. То есть планомерно поддерживать и заботиться о его качестве, технических, эстетических характеристиках, контенте. И не использовать черные и серые схемы.

Фильтр для сайтов-аффилиатов

Несколько сайтов общей тематики, принадлежащие одному собственнику, признаются аффилированными. Этот фильтр предназначен для пресечения возможности манипулировать выдачей через аффилиаты. Теоретически такие сайты могут быть настолько хороши, что выйдут в ТОП, тогда другие независимые ресурсы не смогут пробиться на законно заслуженные первые строчки. Чтобы не допустить подобной ситуации, Яндекс разработал специальный фильтр, вычисляющий и нейтрализующий аффилиаты.

Симптомы

Если у собственника 2, 3, 12 сайтов на одну тематику, в выдаче окажется только один из них, но какой именно, предположить трудно.

Какой из сайтов-аффилиатов забанят, неизвестно

Лечение и профилактика

Стоит создавать и продвигать сайты сообразно их тематике. Одному собственнику не запрещено создавать сколько угодно ресурсов, но если фактически они дублируют друг друга, поисковик это обнаружит, а хозяин узнает по результатам выдачи.

«Баден-Баден»

Фильтр, с весны 2017 года борющийся с заспамленными сайтами. Переоптимизация, переспам — называть это можно как угодно, но «тексты для роботов», состоящие из наборов ключей, однозначно приведут к такой санкции.

Симптомы

  1. Когда под этот фильтр Яндекса попадает сайт целиком, он пропадает из выдачи, а в разделе Вебмастера «Диагностика» («Безопасность и нарушения) появляется соответствующее уведомление.
  2. Если санкции распространяются на некоторые страницы, сообщения от Яндекса не приходит, но на них падает посещаемость.

Лечение

  • Избавляйтесь от переспамленных текстов;
  • Заменяйте их «человеческими»;
  • Временно можно закрыть страницы с SEO-текстами тегом noindex, но надо понимать, что с контентом все равно придется хорошенько поработать;
  • Только после размещения качественного контента стоит направить в поддержку просьбу об отмене санкций.

Профилактика

  • Изменить надо саму концепцию контента, создавая и размещая его именно для пользователей. На первый план выходит полезность, привлекательность и уникальность;
  • Совсем отказываться от ключей тоже нельзя, но использование их должно стать второстепенным;
  • Тексты обязательно надо проверять на переспам. К примеру, для интернет-магазинов процент заспамленности в сервисе Text.ru должен находиться в переделах 30%;
  • Крайне аккуратно надо пользоваться тегами h, strong, b, и не употреблять последние для выделения ключевых фраз.

Санкции за накрутку поведенческих факторов

Как мы помним, Яндекс в свое время полностью отказался от учета в ранжировании ссылочной массы. Фокус сместился на поведенческие факторы, то есть действия пользователей на ресурсе. К таковым относятся глубина просмотров, время, проведенное на страницах, клики по размещенным ссылкам, переходы и тому подобное. Этими факторами сеошники тоже пытаются манипулировать, поэтому поисковик выдал свою реакцию в виде фильтра.

Симптомы

  1. Поддержка высылает сообщение об обнаруженном нарушении.
  2. Трафик стремительно падает.
  3. Сайт исключается из выдачи полностью или значительно теряет позиции.
  4. Новые страницы индексируются в замедленном темпе.

Не накручивайте ПФ

Лечение

Рецепт только один: нужно полностью отказаться от любых махинаций с выдачей и накруток ПФ. Привести сайт в порядок, а потом направить соответствующий запрос в службу поддержки Яндекса.

Профилактика

Необходимо развивать ресурс таким образом, чтобы он стал интересен пользователям. Тогда поведенческие факторы улучшатся сами собой.

Фильтры за отсутствие мобилопригодности и материалы 18+

Это разумеется, разные фильтры, а точнее, составляющие поисковых алгоритмов. Проявления у них общие — пессимизация в выдаче. Общие и принципы избавления — устранение причин.

«Взрослый» контент на сайте может привести к тому, что система ограничит ресурс в трафике по запросам, не относящимся к обычным, «вневозрастным» темам. Поэтому, если это не ваша специфическая сфера бизнеса, не рискуйте размещать материалы любого формата, которые роботы или асессоры могут воспринять предназначенными для взрослых.

Подход Mobile friendly реализован и в Яндексе: если сайт не адаптирован под мобильный поиск, то однозначно проиграет тем ресурсам, который потрудились подстроиться под такой трафик. Тут хорошо работает адаптивный дизайн. Мобильные версии учитываются, только когда редирект настроен корректно. Подробнее читайте в нашей статье на эту тему.

— Фильтры надо знать в лицо, но нельзя воспринимать их врагами. Ведь они помогают сделать поисковую выдачу чище! Бывает, что хорошие сайты получают санкции из-за досадных ошибок, которые совершают владельцы. Но и выйти из бана в таком случае будет проще. Недобросовестность наказывается всегда, поэтому работайте честно и постоянно совершенствуйте ресурс.

Другие статьи по тегам

сайты поисковые системы продвижение

на эту тему

Юзабилити сайта: инструкция по диагностике
Mobile first: тонкости разработки
Как улучшить продающие качества сайта
Функционал сайта: польза и излишки
Веб-дизайн 2018 года: тенденции и тренды
Заполняем метатеги на сайте правильно!