Методы генерации идей Краткий курс интернет-маркетинга от WebEvolution

Методы генерации идей

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Каждый человек-творец рано или поздно оказывается в ситуации, которую можно назвать креативным тупиком, творческим кризисом или параличом, боязнью белого листа. Нет идей, когда они так нужны, и все тут!

С креативом на самом деле все просто: на 95% это постоянный труд и лишь на 5% — случайная удача. Поэтому надо завести собственный арсенал методов генерации идей и использовать его по назначению.

Сделать такую подборку нас вдохновила книга Константина Шереметьева «Бешеный креатив». Автор описал большинство из тех приемов, примеры или аналоги которых мы приведем ниже.

Прелесть в том, что можно, познакомившись с таким подходом, изобретать новые методы генерации идей в бессчетном количестве! Ведь творчество — это то, что с трудом поддается точному математическому анализу.

Важно придать своему мышлению гибкость и подвижность, чтобы столкнуть схему умозаключений со стандартных рельсов.

Внимание: иногда приходящие в голову идеи выглядят забавно, нелепо, натянуто, дурашливо, неправдоподобно. Это даже хорошо, а почему — поговорим на стадии сортировки.

Кстати, в качестве подсказки вполне можно использовать нашу статью о том, как оценить креативность идеи.

Применяйте подходы, с которыми мы познакомим вас ниже, но не ограничивайтесь ими. Собирайте десятки, сотни, тысячи новых идей!

Игра конфигураций

Играйте формами предметов! Иногда итог получается ошеломляющим и поэтому привлекательным, неординарным. Мы привыкли, что арбуз — большой, круглый, сладкий. А в Японии уже более 30 лет выращивают арбузы прямоугольной формы. Именно такой подход — игра формой — подарил нам ковшики в виде котов, «обнимающую» подушку, детскую кровать в виде пиратского корабля.

Книга жалоб и предложений

По закону о торговле она должна быть в каждом магазине. Но полезна она не только там! Такой виртуальной книгой давно стали отзывы в Интернете, обсуждения на форумах и т. д. Почему это полезная информация? Представьте, что вам поручили усовершенствовать ваш продукт. Но вам он кажется идеальным. Вы не получите объективных данных, пока не познакомитесь с чужим мнением. Поэтому изучите отзывы, а если их нет – ставьте себя на место критика и выискивайте недостатки (в товаре, идее, рекламе, сайте, процессе). Чем не метод генерации идей?

Трансформер

Суть в том, что предмету, над которым вы размышляете, умозрительно можно придать любую форму, изменять его линии или компоненты даже против законов физики.

играйте формами и конструкциями

Попробуйте сделать что-то гибким, мягким или подвижным, как глина или пластилин, разбейте его на компоненты, которые можно сочетать различным образом, каждый раз получая новый результат.

Таким путем вы сможете избавиться от привычного шаблона. К примеру, представьте, что смартфон больше не твердый, а гибкий. Это могло бы решить проблему многих его поломок.

Сила нейминга

Представьте себе чашку: сразу появится образ вместилища для напитков с ручкой. Если вы при этом проектируете принципиально новую чашку, креатива не получится.

Попробуйте либо думать о предмете отвлеченно («штука»), либо присвойте ему вымышленное название («куздра»), либо сразу называйте чем-то явно никак не связанным с этой вещью («синхрофазотрон»). Это поможет освободиться от типичных представлений.

Лучшие из лучших

Хороший прием для снятия мысленных барьеров. Он состоит в том, что вы берете любое свойство предмета и думаете, как сделать его «самым» лучшим.

Предположим, вам нужно создать новый горшок для цветка. Какие его качества можно развить до совершенства? Самый удароустойчивый, самый прозрачный, самый экологичный, самый вместительный, самый универсальный и т. д.

Отсутствующее звено в цепи

Совет поможет, если вы взялись оптимизировать какой-то рабочий процесс. Составьте подробный план: допустим, распишите воронку продаж, все действия, которые потенциальный покупатель совершает на сайте. Оцените каждый шаг: он действительно нужен? Что будет, если его исключить?

Может, без лишнего звена станет лучше?

К примеру, так можно поступить с формой регистрации в интернет-магазине, которая, если честно, многих раздражает. Ведь вы и так можете получить ФИО и контактные данные клиента, когда он произведет оплату или закажет доставку.

Ничего лишнего

Собственно говоря, это логическое продолжение метода про изъятие лишнего звена. Вы берете предмет своих размышлений и оставляете только те основные свойства, без которых он полностью потеряет свою функциональность.

Поразмышляем об этом на таком примере: в окружающем мире слишком много чрезмерности, мы перегружены вещами. Социальные алгоритмы часто заставляют нас совершать массу лишних действий. Вспомните, что не так уж и давно приходилось каждый месяц стоять в очереди в банк, чтобы внести плату за квартиру. Сейчас нужно просто навести камеру смартфона на квитанцию или вообще подключить автоплатеж. Попробуйте свести функциональность к абсолютному минимуму.

Вишенка на торте

А теперь обратный подход — добавьте то, чего раньше не было. Некое приятное, необычное дополнение, которое вовсе не обязано быть функциональным.

Представьте, что в саду можно обустроить ровные грядки с цветами. Они обычные! Цветы растут, но взгляду не на чем остановиться. А можно расположить их в нестандартном порядке, устроить альпийскую горку, чередовать по времени цветения и т. д.

Принцип этого метода генерации идей в том, чтобы добавить некую декоративную изюминку, которая привнесет не функцию, но красоту!

Сочетать несочетаемое

Ну или плохо сочетаемое. Мы привыкли, что телефон уже давно оснащен будильником и календарем. Дальше — больше: в нем появился ежедневник, записная книжка, музыка, электронные книги и т. д. О приложениях совсем умолчим. Но если бы лет 30 назад вы рассказали своей бабушке, что с помощью телефона можно посчитать шаги, которые вы проходите ежедневно, она бы испугалась за вас.

пробуйте соединить даже то, что не соединяется

Теоретически соединить можно два любых объекта.

Экспериментируйте! В большинстве случаев вы посмеетесь над результатом, но можно внезапно сделать ценное открытие. К примеру, туристы очень благодарны изобретателям за «3 в 1» – вилки-ложки-ножа.

Развить идею до логического конца

Допустим, вы продаете только корм для домашних животных. Но при этом вы прекрасно знаете, что еще часто покупают владельцы питомцев: лотки, наполнители, миски, ошейники, поводки, одежду, игрушки и пр. Если вы предложите своим покупателям не только корм, а весь комплекс товаров для животных, то решите многие их проблемы, за что вам, конечно, будут благодарны. Поразительно, но идея полного комплекса услуг весьма очевидна, хотя применяют ее не всегда.

Убрать человеческий фактор

Как бы стремительно не развивались технологии, риск ошибки есть всегда. Причем связан он чаще всего с поведением людей. Любой человек может быть уставшим, невнимательным, мы склонны отвлекаться на личные переживания во время работы. Подумайте, как обезопасить какой-либо товар или услугу от ошибок, обусловленных именно человеческим фактором. Возможно, это будет некая система контроля, проверки, автоматизация процесса и т. д.

Когда появились автопилоты, полеты стали более безопасными. Почему? Потому что работа прибора основана на точных вычислениях и алгоритмах. Он не хочет спать, не устает, не подвержен рефлексии. Интересно, что первый прототип автопилота был изобретен еще в 1912 году американским инженером Э. Сперри.

Как бы поступил на моем месте…?

Никто не запрещает вам на время отождествить себя со своим любимым литературным персонажем, звездой кино или знаменитым ученым. Просто представьте, что вы Шерлок Холмс (Маргарет Тэтчер, Золушка, Исаак Ньютон или кто-то другой) и подумайте, как бы этот человек (животное, существо?) повел себя при таком положении вещей, о чем бы подумал, какие бы внес предложения. Можно даже перенести свое мышление не на позицию другого человека, а на какой-либо предмет.

Не бойтесь почувствовать себя другим человеком

Кажется, что это слишком напоминает игру. Но попробуйте такой метод генерации идей: в голову могут прийти фантастические замыслы!

5 чувств + 1

Вы, конечно, взрослый человек, и знаете, что компьютерную клавиатуру есть нельзя, это невкусно! А если она из шоколада — можно. Первую плитку шоколада создали в 1819 году в Швейцарии. А фигурным делать его начали спустя 20 лет, с 1839 года — сначала в Германии, а затем в Бельгии в виде зверушек, игрушек, пасхальных яиц и кроликов.

Теоретически любой предмет из нашего обихода можно критически оценить с точки зрения другого органа восприятия. Чувств, как мы помним, у человека 5 плюс интуиция, которая настолько загадочна, что до сих пор под вопросом.

Используйте все доступные вам чувства для генерации идей. Пробуйте оценить предмет своих размышлений с помощью слуха, зрения, вкуса, осязания, обоняния, +/- интуиции.

Сформируйте список вопросов по каждому чувству:

  • Как сделать, чтобы это выглядело выразительнее, соблазнительнее, заметнее или незаметнее?
  • Как это звучит? Что будет, если добавить звук или полностью отключить его? Ведь додумался же кто-то сделать брелок для ключей с сигналом для поиска!
  • Что чувствуешь, когда берешь это в руки? Как улучшить или сделать тактильные ощущения необычными, лучше, оригинальнее?
  • Что с запахом? Что случится, если это будет пахнуть иначе? Если добавить запах, которого пока нет?

И напоследок: как эта вещь может предсказывать будущее? Хотя бы прогноз погоды на завтра? Можно ли с помощью этого проверить свои предчувствия, догадки?!

Тело как улика

Логика проста: если для генерации идей можно использовать органы чувств, то почему не использовать тело? Очень возможно, что именно такой прием дал нам получение доступа по сканированию лица или сетчатки глаза, разблокировку девайсов по отпечатку пальца и т. д.

Также старайтесь уйти от привычных схем мышления и думайте: как с помощью этого можно помочь телу? Как тело может помочь решить эту проблему?

Используйте тело как генератор идей

Первые прототипы айтрекеров были изобретены еще в начале 20 века. Конечно, они были несовершенны! Но если бы не такие смелые открытия, вряд ли сейчас этот гаджет мог быть доступен практически всем желающим.

Вся мудрость мира — в природе

Мы так много взяли у природы, но о чем-то не помним, на что-то не обращаем внимания. Идею капкана человеку подсказало растение Венерина мухоловка, паутина показала, как надо плести рыболовецкие сети, липучки на обуви или одежде у нас работают по принципу репейника!

Окружающая нас среда — неисчерпаемый источник идей. В природе все экономично, эргономично и мудро. Подумайте о вашей проблеме так: есть ли аналоги в природе? Как в естественной среде решается эта задача?

Немного экстрима

Когда вы моделируете сферу применения определенного товара (услуги), пробуйте вообразить, как эта вещь поведет себя в экстремальной ситуации. Чем она может помочь? Какие свойства необходимы, чтобы предмет с легкостью пережил потоп, пожар, землетрясение?

Не надо думать, что кто-то уже освоил все идеи в этом направлении! Простой факт: первый электрический фонарь был изобретен в 1896 году, а водонепроницаемый — только в 1970.

По воле случая

Напряженные размышления на одну тему могут вызывать стресс. Отвлекитесь от выполнения задания и сделайте что-то случайное. Вспомним детское гадание по книге: открываете любую страницу и ищете 7 строчку сверху или 3 слово в 1 строке снизу.

Пробуйте искать идеи или вдохновение в совершенно незапланированных местах. Откройте первый попавшийся журнал и прочтите статью, включите рандомный канал телевизора и послушайте, о чем идет речь. Ухватитесь за это и подумайте: как можно применить к моей теме? Что будет, если поступить также или наоборот?

Можно брать случайные фото, картины, неизвестные ранее, описывать свои ассоциации с ними, а потом уже подключать генерацию идей в заданном направлении.

Место встречи изменить нельзя?

Замысел прост: подумайте, нельзя ли изменить место оказания услуги, место продажи товара или продукта.

Банк «Тинькофф», к примеру, активно практикует доставку карт на дом клиентам. Это очень удобно: не нужно никуда ехать, ждать в очереди и т. д. Мы не знаем, кто первым придумал доставку пиццы, тортов, кофе на дом, но спасибо большое этим людям. Согласитесь, это очень экономит время.

Так и вы: подумайте, как перенести предмет своего размышления в иную обстановку, оторвать от места, к которому он «прирос корнями».

Освобождайтесь от косности мысли!

Назад в будущее

Путешествия во времени — это все еще вотчина фантастов. Но кто сказал, что вам нельзя представить себя туристом из будущего? Подумайте над проблемой с этой точки зрения: как ее решить, если за окном уже 22 век? Люди научились передавать мысли на расстоянии, лечить и предотвращать все известные болезни, летать в отпуск на Марс и т. п. Как решается задачка при такой исходной позиции?

Назад в прошлое

Более доступный прием — представить себя человеком из давно ушедшей эпохи. Знания о прошлых веках, хотя бы примерные, доступны каждому. Вот и порассуждайте — как бы поступил древний грек на вашем месте? Кельтский друид? Древнеегипетский жрец?

Кажется, что этот метод может дать только сильно устаревшее решение проблемы. Но оценить эффективность идеи мы сможем потом, пока главное — собрать материал, коллекцию размышлений. К тому же, мы уже привыкли, что располагаем определенными технологиями, ресурсами. А если исключить этот фактор, можно внезапно найти простое и элегантное решение.

— Пока мы остановимся на этих методах генерации креативных идей. Но продолжение обязательно последует! Ведь настоящее вдохновение, творчество, свободу нельзя остановить. А стимулировать можно. Какими еще средствами это можно делать — расскажем в дальнейших публикациях.

Другие статьи по тегам

контент-маркетинг креатив

на эту тему

О методах и инструментах продвижения в соцсетях
Управление репутацией в Интернете: суть и важность
Что мы знаем о контент-маркетинге
Видеомаркетинг и перспективы его развития
Немного о нейромаркетинге
Видео: 7 способов привлечь внимание зрителя
Лидеры мнений — кто эти люди?
Партизанский маркетинг
Учимся оценивать креативность идеи в интернет-маркетинге
Lifestyle-маркетинг: что это, как использовать в Интернете?
9 составляющих идеального контента