История маркетинга выборочно Краткий курс интернет-маркетинга от WebEvolution

История маркетинга выборочно

Андрей Батурин,
Андрей Батурин

Андрей Батурин

Истории интернет-маркетинга всего-то 10-15 лет, и он — детище, воплощение классического маркетинга в цифровой среде. Поэтому мы решили немного поговорить об истории самого маркетинга. Только о наиболее интересном! Не будет ошибкой, если сказать, что маркетинг — достижение 20 века. Хотя его истоки обнаруживаются даже в глубокой древности. Какой же путь он прошел от первобытности до наших дней?

Исчезнувшие цивилизации

Зачатки маркетинга появились, когда состоялся первый обмен товарами. А это произошло практически одновременно с возникновением человечества. В первых известных древних цивилизациях за пределами нашей эры уже процветала торговля, а сопровождала ее реклама.

Конечно, она была примитивной, но древние папирусы с рекламным текстом, наскальные рисунки и надписи сохранились со времен Древнего Египта и Греции, Рима и даже Шумера. Итак, первая веха маркетинга — производство товаров не только для личного потребления, но и на обмен.

Мрачное Средневековье

Эпоха, в которую многие достижения античности были забыты. Но реклама сохранилась, хотя из текстов перешла в речевую форму. Это связано с тем, что до простого народа было дешевле и быстрее донести информацию устными сообщениями, нежели письменными.

Представьте себе многолюдную городскую ярмарку, на которую съехалось множество полудикого народа из окрестных деревень. Чтобы обратить внимание на свой товар, приходилось ходить по рядам, показывать образцы продукции и громко, чтобы перекричать многоголосье, сообщать о ее преимуществах.

Глашатаи и герольды

Предками рекламных агентств стали глашатаи, герольды (те же глашатаи, но более высокого статуса, при феодалах), а также ярморочные зазывалы, певцы и музыканты. А функции первых рекламных сообщений воплощались в особом ярморочном фольклоре, сказители которого могли превознести одного торговца, а другого изрядно искупать в словесной грязи. Поэтому на ярмарках частенько случались драки.

Однако со временем и особенно в городах маркетинг стал приобретать более цивилизованные формы. Лавочники, бакалейщики, хозяева таверн, цирюлен и т. д. старались красиво оформить вывески на входе. Появились символические обозначения видов деятельности: молоток — на кузнице, бублик — у дверей пекарни, ножницы — у портного.

С появлением мануфактур и первых станков ассортимент продукции разрастается. Соответственно, усложняется его сбыт. Но реклама и маркетинговые активности еще не выступают двигателем торговли. Расчет прост: был бы товар, а покупатель найдется. Хотя в определенном смысле революцию произвело создание первых печатных станков — пропагандистское сообщение теперь можно было не выкрикивать, а печатать.

Родина маркетинга — Япония?

Родина его доподлинно неизвестна. Распространено мнение, что основоположником относительно современного маркетинга стал владелец первого универсального магазина в Японии. Дело было в 1690 году в Токио. Некто Мицуи при подборе ассортимента учитывал спрос — интересы покупателей, а еще устанавливал гарантии.

Отдельные термины и приемы маркетинга применялись и в Англии 17 века, откуда вместе с переселенцами они достались по наследству Америке.

Есть сведения, что русское купечество в 16-17 веках использовало маркетинговые приемы не хуже, чем японский предприниматель. В частности, каждый купец стремился создать круг своих постоянных покупателей, так как понимал, что они надежнее, чем случайные гости. Таких постоянных клиентов приманивали — к товару полагался бесплатный довесок, подарочки-безделушки, можно было снимать пробу. Чем не современный сэмплинг?

Попробовать не желаете?

18-19 века

Прогрессивная эпоха, в которую маркетинг укрепляет свои позиции. Важно понять общую тенденцию времени — спрос превысил предложение, растет городское население, весьма очевидно деление на бедных и богатых, образованных граждан и простых людей. Производители пытаются завоевать рынок количеством изготовляемых товаров.

Были и светлые головы, опередившие эпоху. Таким был Сайрус Маккормик, который первым высказался о том, что маркетинг нужно сделать главным направлением в развитии предприятия. А основная задача менеджера — «работа с собственным кругом потребителя», то есть с целевой аудиторией. Говорил он так в 19 веке и попутно (с изобретением комбайна) ввел в оборот понятия ценовой политики, изучения рынка, сервиса. Но его идеи в полной мере воплотились лишь к концу 20 века.

Обратите внимание: здесь мы собрали небольшую библиотеку по маркетингу!

Парадоксальный 20 век

В XX веке маркетинг развивается как составляющая экономической теории, а точнее — прикладной экономики.

Не мудрено, ведь он непосредственно связан и оперирует такими базовыми понятиями, как предложение, спрос, польза, обмен, максимизация прибыли, рациональность и т. д.

  • В самостоятельную науку маркетинг оформляется после спада Великой депрессии, продлившейся с 1923 по 1933.
  • Однако первые курсы по маркетингу уже начали читать в университетах Иллинойса и Мичигана. Случилось это в 1901 году.
  • Спустя 7 лет в США была основана коммерческая исследовательская компания, изучавшая вопросы маркетинга.
  • Первые маркетинговые отделы при крупных производствах появляются с 1911 года.

Общим в первой четверти 20 века считался такой подход, что лидеры рынка должны производить лучший товар в больших количествах. Тогда им удастся обогнать соперников.

Развитие индустриализации и стремительный рост городов привели к тому, что производство стало массовым, при этом наращивалась гонка за качеством продукции. В 1922 году вышла первая реклама на радио. 1941 год — дата рождения телевизионной рекламы.

Поскольку предложений на рынке стало очень много, сформулирована новая задача — стимулировать продажи. Старт этой эпохи произошел после окончания Второй мировой войны. Производители переориентировались на эффективные способы сбыта товаров, возникла такая профессия, как специалист по продажам. Маркетинг же начинает играть ключевую роль в планировании бизнеса и все теснее увязывается с интересами потребителя.

Ориентация на ЦА

С этим связано наступление следующей эпохи, которая отсчитывается с 60-х годов до современности. В центре маркетинга — стабильные, доверительные и долгосрочные отношения с потребителем, укрепление деловых связей, партнерство, честная конкуренция.

Маркетинг в России

В России маркетингу была уготована иная судьба. Связано это с революцией 1917 года, хотя в конце 19 – начале 20 веков развитие шло в общемировом ключе.

В царской России применялись разнообразные маркетинговые инструменты:

  • На общественное мнение влияли распространением рекламной продукции,
  • Крупнейшие производители участвовали в местных и международных салонах, конференциях,
  • Они также выступали меценатами, чем зарабатывали себе положительную репутацию на рынке и в глазах народа.

Все эти тенденции были свернуты с приходом советской власти. Небольшой всплеск произошел с наступлением НЭПа: учреждается Конъюнктурный институт в Москве. Это была единственная организация в СССР, которая занималась изучением маркетинга. После завершения НЭПа о частной собственности, конкуренции и развитии рынка в СССР перестали говорить вплоть до наступления оттепели в период правления Н. Хрущева. Хотя и тогда господствовало мнение, что маркетинг — классово чуждый элемент, не нужный советскому народу.

Подходи, торопись!

Лишь в 70-х годах, когда СССР попытался выйти на внешний рынок и потерпел провал из-за полного непонимания рыночных отношений, в 8 ВУЗах страны начали читать курсы по маркетингу. А новый виток его развития в условиях российского рынка начался с 1992 года.

— Так что для нас маркетинг — сравнительно молодая дисциплина, которую нужно изучать всем, кто связан с продажами. А с учетом развития цифровой среды никак нельзя обходить стороной интернет-маркетинг, технологии которого меняются ежедневно.

Другие статьи по тегам

маркетинг интернет-маркетинг

на эту тему

Крауд-маркетинг и его приемы
SEO завтра
Управление репутацией в Интернете: суть и важность
Немного о нейромаркетинге
Контент-маркетинг: подходит ли вам такое продвижение
Поисковый маркетинг — это SEO?
Партизанский маркетинг
Контент-маркетинг: как составить эффективный контент-план
Психология продаж на страже роста конверсии
Lifestyle-маркетинг: что это, как использовать в Интернете?