Посчитать сайт

Точка невозврата при создании логотипа и в нейминге

Андрей Батурин,

Значение названия и логотипа для компании огромно. Именно они являются самыми мощными и запоминающимися идентификаторами. Для известной компании изменение названия и логотипа может повлечь за собой огромные финансовые потери.

Многие фирмы на этапе своего создания берут себе имя или логотип, с которыми в дальнейшем успешно работают. И забывают, что их нужно проверить на предмет «занятости». Т.е. проверить наличие товарного знака такого же, под которым вы планируете работать, либо тождественного с ним.

И в какой-то момент, когда компания уже успела завоевать популярность у клиентов и стала узнаваема, приходит претензия от того, кто имеет право на товарный знак (с которым тождественно либо же совпадает название фирмы или ее логотип), с требованием прекратить его использовать и возместить ущерб правообладателю в размере n‑ой суммы.

Вот это и есть точка невозврата… Когда понимаешь, что ты ни у кого имя не «крал», придумал его самостоятельно и может даже раньше, чем тот, кто предъявляет тебе претензию. Но… забыл зарегистрировать его, как новый товарный знак. Или просто не знал, что это нужно делать. И, к сожалению, сделать уже ничего нельзя.

Ренейминг влечет за собой огромные потери: деньги, которые были инвестированы в разработку названия, логотипа, фирменного стиля, маркетинговой продукции и т.п., оказываются выброшенными на ветер.

Кроме того, компании может быть предъявлен судебный иск с требованием о компенсации ущерба, который может исчисляться миллионами у.е. Также у фирмы, которая производит товары, конфисковывается вся продукция, маркированная «занятым» именем.

Для многих компаний подобная ситуация становится началом конца…

Вот несколько печальных примеров из жизни, которые имели место быть, и которые привели к большим финансовым потерям компаний-ответчиков.

Сеть магазинов оптики «Новый взгляд» против клиники «Новый взгляд»

ООО «Новый взгляд», которое имеет сеть магазинов оптики в Санкт-Петербурге, создало юридическое лицо, однако товарный знак по какой-то причине не зарегистрировало.

Три года спустя товарный знак «Новый взгляд» зарегистрировала московская клиника.

Спустя некоторое время клиника подала в суд на ООО «Новый взгляд», чтобы опротестовать право сети магазинов оптики незаконно использовать их имя. В результате, ООО «Новый взгляд», просуществовав на рынке 16 лет, вынуждено было сменить вывески на 37-ми своих магазинах на «Зайди-увидишь».

Новое свое название «Зайди-увидишь» сеть магазинов оптики, наученная горьким опытом, зарегистрировала как товарный знак сразу же.

enter image description here

«Raffaello» против «Вафли «Трибелли»

Бельгийская компания «СОРЕМАРТЕК С.А.», правообладатель товарного знака «Raffaello», нашла схожесть в дизайне упаковки «Вафель «Трибелли» и одноименных конфет.

Был подан иск на компанию ООО «Фирма «Ранда» (производителя продукции) и ООО «Альтаир» (распространителя) о незаконном использовании товарного знака.

В результате суд постановил запретить использовать товарный знак «Raffaello» на «Вафлях «Трибелли», а также взыскать с ответчика в пользу истца сумму в размере 2 млн. рублей.

enter image description here

«Sибирсая коллекция» против «Дымовского колбасного производства»

В 2009 году ООО «Дымовское колбасное производство» начало выпускать пельмени в упаковке с новым дизайном. А в 2013 году ООО «Альянс» зарегистрировал свой объемный товарный знак и подал в суд на Дымов за то, что они выпускают свою продукцию в упаковке, схожей с упаковкой «Sибирской коллекции».

В результате суд постановил запретить ООО «Дымовское колбасное производство» выпускать, продавать, рекламировать свою продукцию в упаковке, схожей с объемным товарным знаком ООО «Альянс». А также взыскать компенсацию в размере 100 тыс. рублей в пользу правообладателя товарного знака.

enter image description here

«Сеть магазинов горящих путевок» против «Банка горящих туров»

Компания «Сеть магазинов горящих путевок» подала в суд на компанию «Банк горящих туров» за незаконное использование товарного знака «Горящих», который ранее был ими зарегистрирован.

Требования истца – запретить использование их товарного знака и взыскать с ответчика денежное возмещение в размере 500 тыс. рублей.

Суд постановил удовлетворить требования истца в полной мере.

enter image description here

Какие же последствия влечет за собой халатность в вопросах проверки и регистрации товарного знака?

  1. Возможность получить повестку в суд.
  2. Выплата компании-истцу компенсации, равной двукратному размеру прибыли от реализации товаров/услуг за период незаконного использования «занятого» имени.
  3. Потеря узнаваемости, в связи со сменой имени и/или логотипа.
  4. Конфискация произведенного, но еще нереализованного товара, выпущенного под «запретным» брендом.
  5. Отказ от размещения рекламы реализуемой продукции.
  6. Отказ в производстве упаковочной продукции или маркировке товара.

Что дает компании получение товарного знака:

  1. отсутствие вероятности использования бренда конкурентами;
  2. повышение рыночной стоимости компании и ее статуса за счет наличия зарегистрированного товарного знака;
  3. возможность поставить товарный знак на баланс предприятия, как нематериальный актив;
  4. возможность вывода бренда на международный уровень (можно подать на международную регистрацию на основе регистрации в РФ);
  5. возможность получения прибыли за счет сдачи «в аренду» товарного знака компаниям-партнерам по лицензионному договору;
  6. возможность продажи товарного знака в случае его неактуальности (на данный момент стоимость товарных знаков составляет 150 тыс. рублей и выше).

Другие статьи по тегам

товарный знак

на эту тему

Логотип — важнейшая часть бренда

Как мы создаем логотипы?

Основные правила нейминга и разработки логотипов

Удачный нейминг – первый шаг к успеху

Известные компании, сменившие логотип в 2015 году

Фирменный стиль в рабочем пространстве компании