Основные правила нейминга и разработки логотипов

Андрей Батурин,

Андрей Батурин

Создание уникального названия и логотипа компании – это залог успешного продвижения товаров и услуг. Именно благодаря удачно разработанному логотипу и хорошо продуманному названию ваша компания будет узнаваема потребителями.

 

Однако логотип и название компании изначально необходимо создавать такими, чтобы их можно было впоследствии зарегистрировать, как товарный знак. В противном случае ваше фирменное наименование и логотип будут незащищенными и их сможет скопировать кто угодно.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА НЕЙМИНГА И РАЗРАБОТКИ ЛОГОТИПОВ

Существует несколько основных правил нейминга и разработки логотипов, которыми необходимо руководствоваться, чтобы в дальнейшем их можно было зарегистрировать, как товарный знак и не получить отказ.

Нельзя предоставлять ложную информацию о товарах и услугах, которые производятся под создаваемым брендом.

Если в товарном знаке присутствует рисунок или фраза, которые у потребителя могут вызвать ассоциации о товарах и услугах, с которыми компания не связана, то в регистрации может быть отказано. Это считается предоставлением ложной информации о виде деятельности.

Например, компанию, производящую гипоаллергенные одеяла и подушки из синтетического материала, не следует называть «Мягкий пух» и изображать в логотипе перо, т.к. потребители могут подумать, что под данным брендом производятся товары из натурального пуха.

Нельзя предоставлять ложную информацию о месте производства товаров и предоставления услуг под создаваемым брендом.

Если в товарном знаке присутствует фраза, которая у потребителя может вызвать ассоциации со страной или регионом, отличными от места производства товаров или оказания услуг, то в регистрации может быть отказано. Это считается предоставлением ложной информации о месте, где производится продукция под этим брендом.

Например, продукция швейной фабрики, территориально расположенной в Подмосковье, не может продаваться под брендом «A la mode», т.к. потребители могут ошибочно подумать, что одежда французская.

Нельзя использовать в наименовании фирмы и ее логотипе неохраняемые (описательные) элементы, как доминирующие (такие фразы или изображения, которые обозначают распространенные повсеместно предметы, места и т.д.).

В регистрации товарного знака может быть отказано, если в нем делается ударение на неохраняемый элемент, т.е. такой, который не обладает различительной способностью.

Описательные элементы могут быть включены в логотип, но в свидетельстве на товарный знак будет указано, что охраняться они не будут.

Таким образом, не следует в товарном знаке употреблять такие слова, фразы или изображения:

  • которые обозначают товары определенного вида (шоколад, бытовая техника и т.д.);
  • которые являются общеизвестными терминами или обозначениями (слово «адвокат» в наименовании юридической фирмы);
  • которые описывают вид, качество, свойство товара («одежда больших размеров», «ароматные духи»);
  • которые изображают предметы, характеризующие только свойство или назначение товара (например, нельзя зарегистрировать изображение обычного футбольного).

Например, в названии «Ресторан Grande» слово «ресторан» является неохраняемым; или «Пирожки от бабы Веры» – слово «пирожки» описательное. Велика вероятность отказа в регистрации таких товарных знаков. Нельзя в названии фирмы или ее логотипе использовать слова или изображения, похожие на фамилии, имена, псевдонимы, портреты, факсимиле известных на сегодняшний день личностей, т.к. это запрещено законом.

Например, нельзя назвать картинную лавку «Пикассо», даже если у ее хозяина в паспорте указана такая фамилия.

Не следует в логотипе изображать памятники культуры или исторические объекты. Если все же есть такая необходимость, то при регистрации товарного знака на это должно быть специальное разрешение.

Например, если компания «Лазурное побережье» захочет на своем логотипе изобразить севастопольский Памятник затопленным кораблям, то для этого потребуется соответствующее разрешение.

Нельзя в наименовании и логотипе фирмы использовать изображения и названия из известных на сегодняшний день произведений искусства, литературы, науки, а также нельзя использовать цитаты или изображения персонажей из таковых произведений.

Например, в логотипе фирмы «Стулья на любой вкус» нельзя использовать портрет Остапа Бендера, т.к. такой товарный знак зарегистрирован не будет.

Нельзя в товарном знаке использовать изображения, напоминающие государственные гербы и флаги, официальные печати или награды, названия международных организаций и т.д.

Например, компания «Швейцарское время», производящая часы, не сможет в логотипе использовать изображение, напоминающее флаг Швейцарии.

Нельзя в наименовании фирмы использовать слова или фразы, которые противоречат моральным и гуманным принципам.

Например, если бюро ритуальных услуг с названием «Помоги покойничку» захочет зарегистрировать товарный знак, то ему в этом, скорее всего, будет отказано, т.к. слово «покойничек» не соответствует моральным принципам.

Другие статьи по тегам

товарный знак логотипы

на эту тему

Важно знать при заказе сайта
Удачный нейминг – первый шаг к успеху
Логотип — важнейшая часть бренда
Фирменный стиль
Как мы создаем логотипы?
Фирменный стиль в рабочем пространстве компании